Home
Богослужение
Богослужение
Обряд
Священные одежды
Священные предметы
Священные сосуды
Богослужебные книги
Каждение
Требы
Благословение
Епитимия
Крестное знамение
Молитва
Поклонения
Четки
Освященный хлеб
Заупокойные записки
Елеопомазание

Священные одежды

Облачение – одежды клира и монашества. По назначению делится на внебогослужебное облачение духовенства и богослужебное облачение клира, а также на монашеское облачение.

К священническому облачению относятся: аналав, епитрахиль, камилавка, клобук, куколь, мантия, митра, набедренник, наперсный крест, омофор, орарь, палица, панагия, параман, подрясник, подризник, поручи, пояс, ряса, саккос, скуфия, стихарь, фелонь.

Внебогослужебное облачение духовенства: дьякон – подрясник и ряса; священник – подрясник и ряса с наперсным крестом; архиерей – подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия.

Богослужебное облачение клира: церковнослужитель – стихарь; дьякон – подрясник, поручи, стихарь, орарь; священник – подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест; архиерей – подрясник, ряса (на литургии вместо рясы – подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (или фелонь), омофор, панагия, крест, митра.

В качестве награждения священникам дается право ношения скуфии, набедренника, камилавки, креста с украшениями, палицы и митры.

Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня. Цветовую гамму составляют все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; их совокупность – белый цвет, и противоположность – черный.

Белый цвет – символ Божественного нетварного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения; в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений.

Красный цвет – продолжает богослужение Пасхи после белого и остается неизменным до праздника Вознесения. Это символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Это также цвет крови. Поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в дни памяти мучеников.

Желтый (золотой) и оранжевый – цвета славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням, как дням Господа – Царя Славы; в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей.

Зеленый – слияние желтого и голубого. Принят в дни преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворил человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах служат в Вербное Воскресенье, в день Святой Троицы и в Понедельник Святого Духа.

Голубой или синий – цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это цвет неба, он соответствует учению Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе.

Фиолетовый – в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо.

Черный или темно-коричневый – близок к духу дней Великого Поста. Символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.

Только в Русской Православной Церкви Патриарх носит мантию зеленого цвета, митрополит - голубого, архиепископы, епископы - лилового или темно-красного. В Великий Пост члены епископата РПЦ носят мантию черного цвета.

Монашеское облачение символически изображает свойства, обязательные для монаха (кроме рясофорного монаха). Рясофорный монах – ряса и камилавка; монах малой схимы – итон, параман, ряса, мантия, клобук; монах великой схимы – хитон, аналав, ряса, мантия, куколь.

Монашеское одеяние: новоначальный – ряса неопоясанная и камилавка; малосхимник – кожаный пояс под рясой, покрывается сверх камилавки клобуком (шлем спасения), поверх рясы мантия или паллий (безрукавная одежда), носят параман; великосхимник – вместо клобука покрывается куколем, закрывающим голову и спускающимся на плечи, грудь и спину, покрытым изображением святого креста, опоясывается аналавом или параманом.