Home
Земная церковь
Православная иерархия
Монастырь
Храм
Таинства
Богослужение
-Обряд
-Священные одежды
-Священные предметы
-Священные сосуды
-Богослужебные книги
-Каждение
-Требы
-Благословение
-Епитимия
-Крестное знамение
-Молитва
-Поклонения
-Четки
-Освященный хлеб
-Заупокойные записки
-Елеопомазание

Богослужение

Богослужение – совокупность священных обрядов и действий, посредством которых выражаются вера Церкви и благоговейные чувства ее членов. Смыслом и целью богослужения является в понимании христиан возвещение и прославление осуществленного единым в Троице Богом спасения, центром которого становится Пасхальная тайна Христа – Его искупительные страдания, смерть и воскресение из мертвых. Богослужение дает верующим возможность наполнять этой тайной свою жизнь и свидетельствовать о ней миру.

Богослужение православной Церкви состоит из таинств, молитв, обрядов и поучений.

Богослужение разделяется на частное – домашнее и общественное – церковное. Общественное богослужение или церковное молитвословие то, которое совершается в храмах, в собрании верующих, по особенному установленному чину или порядку, под руководством священника. Члены Церкви обязаны участвовать в общественном богослужении. Общественное богослужение составляют: вечерня, утреня, всенощная, часы, литургия, общественные или церковные молебны и панихиды в родительские дни.

Частное богослужение – то, которое совершается одним лицом или одним домашним обществом, дома или в церкви.

Богослужение общественное священнее и важнее частного как по месту его совершения (церковь – дом), так и по священнодействиям (некоторые совершаются только в церкви), и по умилительно-назидательному стечению многочисленного народа, и по смирению, которым сопровождается молитва верующих, руководимая уставом Церкви, и по высшей славе Божией при общественном богослужении, и по обилию благодати Божией, которую Сам Господь обещает молящимся вместе.

Православное богослужение состоит из трех частей: славословие, благодарение, прошение.

В богослужебном Уставе Православной Церкви различаются три цикла церковного богослужения: суточный (или дневной), седмичный (недельный) и годичный.

Суточный круг церковного богослужения. В течение суток бывает девять различных богослужений, вместе называемых суточным кругом. Началом новых суток считается не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является вечерня (напоминается творение мира Богом, грехопадение прародителей, Моисеево законодательство, служение пророков). После вечерни служится повечерье (общественные молитвы на сон грядущий, вспоминается сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола). В полночь служится полунощница (напоминает верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде, о молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду). Перед восходом солнца начинается утреня (посвящена событиям земной жизни Спасителя). Далее следуют часы – краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существует первый, третий, шестой и девятый часы. Около 7 часов утра совершается первый час (7 часов утра; вспоминается изгнание из рая Адами и Евы и предстояние Иисуса Христа на суде Пилата первосвященника Каиафы). Третий и шестой час совершаются непосредственно перед литургией. Третий час (9 часов утра) возводит нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Святый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен смертный приговор. Шестой час (полдень) – время распятия Господа. Девятый час по Уставу совершается в начале всенощного бдения, перед вечерней, (три часа пополудни) – время Его крестной смерти. Трижды в год установлены особенные чинопоследования часов – великие или царские часы (прежде требовалось обязательное присутствие Императора). Царские часы совершаются накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), а также в Великую Пятницу.

Главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия. Она не только напоминает нам о Боге, но представляет возможность реально соединиться с Ним в таинстве Причащения. Она совершается между шестым и девятым часом.

На практике в приходских храмах повечерье совершается только в Великом Посту, а полунощница – один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится девятый час. Остальные шесть служеб суточного круга объединяются в две группы по три. Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением. Современные всенощные бдения длятся 2 – 4 часа на приходах и 3 – 6 часов в монастырях. Утром последовательно служатся третий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии – ранняя и поздняя. И та, и другая предваряются чтением часов. В дни, когда литургии не положено, совершается краткое последование изобразительных (некоторые песнопения литургии, как бы "изображающие" ее).

Пассия – страдание – православная служба. Пассия бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. На этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа.

Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели: Понедельник – посвящен бесплотным силам (ангелам Господним); Вторник – пророкам и Иоанну Крестителю; Среда – воспоминание крестной смерти Иисуса Христа; Четверг – апостолам, святителям и Николаю Чудотворцу Мирликийскому (архиепископу ликийского города Миры); Пятница – воспоминание крестной смерти Иисуса Христа; Суббота – прославление Божьей Матери, праотцев, пророков, апостолов, мучеников, преподобных, праведных и всех святых и поминовение умерших христиан; воскресенье – Воскресение Господа Иисуса Христа.

Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года; различаются подвижный (триодный, связанный с лунным календарем, богослужения содержатся в Постной и Цветной Триодях) и неподвижный (синаксарный, связанный с солнечным календарем, богослужения праздников содержатся в Минеях) годовые богослужебные круги. Соединяются подвижный и неподвижный круги с помощью Марковых глав, помещенных в Типиконе. Неподвижный годовой богослужебный круг, индикт, начинается 1/14 сентября (новолетие) – с этого дня ведется счисление по минее и месяцеслову. Подвижный или пасхальный годовой круг богослужения строится применительно к изменяемому дню празднования св. Пасхи, от которого ведется отсчет по неделям. Все праздники в году делятся по своему содержанию: на Господские, Богородичные и святых; по времени празднования: на подвижные и неподвижные; по торжественности церковной службы: на великие, средние и малые.