Епитимия
Есть продолжение и плод достойный истинного покаяния и исповедания грехов. Епитимия – это спасительное продолжение покаяния, предохранение и средство от слабости и представляет собой наказание или запрещение (и отлучение от Церкви на определенное время) и канон удовлетворения, то есть совершение некоторых особенно благочестивых упражнений удовлетворяющих Церкви с целью получить прощение.
Отпущение грехов сопровождается епитимиями для того, чтобы:
- во-первых: грешник мог здесь освободиться от невольного, тяжкого наказания там, в другой жизни;
- во-вторых: истребить в грешнике те страстные вожделения плоти, которые порождают грех;
- в-третьих: обуздать душу епитимией и не дать ей снова приняться за те же порочные дела, от которых она только что очищается;
- в-четвертых: приучит к трудам и терпению. т.к. добродетель есть дело трудов;
- в-пятых: окружающим убедиться, совершенно ли кающийся возненавидел грех.
Подверженные епитимии за грехи смертные разделяются на четыре разряда:
- "стоящие с верными" – стоят и участвуют в богослужении, но не причащаются святых тайн;
- "припадающие" – могут находиться внутри храма на литургии до возгласа "елицы оглашеннии изыдите", после чего они покидают храм и находятся вне его до окончания литургии, а затем они "припадают" (преклоняют колена) для принятия пастырского благословения;
- "слушающие" – стоят во время богослужения у церковных дверей в притворе и могут слушать чтение писания и поучения, но удаляются от участия с верующими при священнодействии таинств;
- "плачущие" – стоят вне церкви и со слезами просят входящих в храм помолиться о них.