Home
Храм
Храм
Иконостас
Крест
Церковный звон
Церковная свеча

Церковный звон

В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства, т.е. в конце Х века. В древние времена употреблялись колокола из жженой глины. Наряду с колоколами употреблялись била и клепала. Россия заимствовала колокола из Западной Европы. Русский колокол от западноевропейского колокола в первую очередь отличается тем, что сам колокол укрепляется неподвижно, а язык подвешивается внутри колокола свободно качающимся, ударом которого и производится звук. Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы: созывать верующих к Богослужению; выражать торжество Церкви и ее Богослужений; возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особенной важных частей Богослужений.

Церковный звон бывает двух видов: благовест (созывает прихожан на службу) и собственно звон. Благовест – это мерные удары в один большой колокол. Сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Благовест делится на два вида: обыкновенный (частный), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого Поста. Если в храме имеется несколько больших колоколов, то в соответствии с их назначением они различаются на праздничный; воскресный; полиелейный; простодневный или будничный; пятый или малый колокол. Звон – это такой звон, когда звонят сразу во все колокола. Он разделяется на: Трезвон – звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва (звон в три приема). Он выражает собою христианскую радость, торжество и звучит на всенощном бдении, литургии. Двузвон – звон во все колокола дважды (в два приема). Совершается на всенощном бдении. Перезвон – звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз. Символизирует собой "истощение" Иисуса Христа ради нашего спасения. Совершается на литургии и в особых случаях: в Неделю Крестопоклонную, на вечерне Великой Пятницы перед выносом Плащаницы, на утрени Великой Субботы и в день Воздвижения Креста. Перезвон бывает и во время Таинства Рукоположения. Перебор – медленный звон в каждый колокол по одному удару поочередно, от малого до самого большого; после удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор иначе называют похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Медленный перебор колоколов, от самого маленького до самого большого, символизирует возрастающую жизнь человеческую на земле, от младенческого возраста до зрелости и возмужалости, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни человеческой смертью. Перебор всегда завершается трезвоном как символом христианской радостной вести о воскресении мертвых. Существует еще так называемый красный звон во все колокола ("во все тяжкие"). Он бывает при кафедральных соборах, лаврах, т.е. там, где есть много больших колоколов. Совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и более. Совершается в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, для отдания почести епархиальному архиерею. Бывает также всполошный (набатный) звон – непрерывные, частые удары в большой колокол в знак тревоги.