|
Home |
Храм |
Храм |
Иконостас |
Крест |
Церковный звон |
Церковная свеча |
Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. Символический характер света в церкви объясняется также устройством и составом горящих свечей и лампад, в состав которых входит воск и елей. Церковная свеча – символ духовного союза со святой Церковью. Чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Горение восковой свечи – превращение воска в огонь – означает превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати. Елей является знамением милости Божией к людям, Он смягчает раны, оказывает целебное действие.
В алтаре за престолом ставится семисвечник (семь даров Святого Духа). Лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.
В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон. Ставятся большие подсвечники для свечей прихожан. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. особое значение имеет подсвечник с большой свечой, выносимый на малом и великом входах, свечи в архиерейских дикириях и трикириях, диаконская свеча.
В центральной части храма из купола ниспускается большой светильник – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют 7 – 12 светильников, паникандила – более двенадцати.
Подсвечники всех видов символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем, всему миру. Паникадило и поликандила означают собственно Небесную Церковь как созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.