Home
Западное монашество
Западное монашество
Духовные рыцарские ордена
Монашеские ордена
Нищенствующие монашеские ордена
Монашеские конгрегации

Монашеские ордена

Монашеские ордена в Католической церкви – это монашеские объединения, жизнь которых регламентируется Уставом. Способ внутренней организации монастырской жизни, включая состав и порядок ежедневного и годичного литургического цикла, одежду, питание и т. д., такие объединения обозначались термином "орден" (например, Клюнийский орден).

С возникновением цистерцианцев орденом стали называть замкнутое и централизованное объединение монастырей во главе с общими координирующими и контрольными органами, соблюдающее орденские статуты, дополнявшие и разъяснявшие монашеский устав. Унификация в рамках ордена доходила до общности святых-покровителей и единообразия в архитектурном облике обителей. Правовой статус последних регламентировали орденские привилегии, полученные от папства. Зримым отличием орденов друг от друга был цвет, покрой и детали монашеского одеяния. В противоположность монастырям бенедиктинцев, жестко привязанным к локальному политическому и социальному окружению, ордена представляли собой общеевропейские надгосударственные структуры, служившие более эффективной опорой папству в его универсалистских притязаниях. В этом отношении предшественником ордена можно считать уже клюнийское объединение 10 – 11 вв. В 12 в. под влиянием монашества часть крестоносцев, сражавшихся в Святой Земле, объединилась в духовно-рыцарские ордена.

Несмотря на ряд общих черт, ордена различались по структуре, что выражало, в частности, различное видение целей монашеского служения.

У цистерцианцев и клюнийцев высшей властью обладал генеральный капитул. Ордена со слабовыраженным общежительным началом и высокой степенью мобильности братьев (все духовно-рыцарские ордена, нищенствующие ордена), делились на провинции или "нации", в целом совпадавшие с границами крупных государств или этноязыковых общностей. Каждую провинцию возглавлял провинциальный министр, а во главе всего ордена стоял генерал или верховный магистр. Ему, а не аббату конкретного монастыря, как в прежнем монашестве, член ордена приносил монашеские обеты. У иезуитов высшая иерархия ордена приносила обет непосредственно папе. Если в нищенствующих орденах верховной властью наряду с должностными лицами обладал генеральный капитул, на котором были представлены либо одни министры, либо также делегаты от конвентуалов, то у иезуитов капитул отсутствовал.

Бенедиктинцы – католический монашеский орден, основанный в начале VI в. св. Бенедиктом Нурсийским в Монтекассино – Италия. Женская ветвь – бенедиктинки, основана св. Схоластикой, сестрой Бенедикта Нурсийского. Бенедиктинские монастыри не являлись в строгом смысле орденом, т. к. сохраняли полную независимость, будучи объединены только исполнением Устава. В 1893 г. папа Лев XIII поставил во главе всех бенедиктинцев аббата-примаса, и с этого времени бенедиктинское монашество существует как Конфедерация конгрегаций, сохраняющих существенную самостоятельность. В настоящее время бенедиктинцы ведут обширную ученую, педагогическую и миссионерскую деятельность.

Иезуиты – католический монашеский орден Societas Jesu, основанный в 1534 г. испанцем Игнатием Лойолой (1491 – 1556) и утвержденный буллою папы в 1540 г. Перед иезуитами ставились задачи распространения и защиты веры, а также воспитания "добрых католиков", чему служили проповедь, преподавание и помощь обездоленным. Осуществлению задач ордена служили централизм и иерархия; от киновии иезуиты практически отказались, и любой из них мог по необходимости жить в миру; единое орденское одеяние также отсутствовало. Большое место в ордене занимало образование, которое в отличие от нищенствующих орденов не было ограничено только богословием, но включало в себя и овладение комплексом гуманитарных знаний. Иезуиты создали разветвленную и демократическую систему среднего образования для юношества. Очень скоро иезуитские колледжи стали считаться образцовыми независимо от того, какую карьеру собирался избрать воспитанник. Орден распущен папой Климентом XIV 16 августа 1773 г., хотя часть иезуитов продолжала существование в том числе и в пределах России. Из России окончательно изгнаны в 1820 г. В 1814 г. орден восстановлен. Вся полнота власти принадлежит генералу ордена с резиденцией в Риме.

Картузианцы, картезианцы – католический монашеский орден, основанный в 1186 г. св. Бруно в Бургундии в ущелье Шартрез (лат. Cartusia) близ Гренобля во Франции; монахи ордена кроме обыкновенных обетов, давали обет молчания и уединения; жили в отдельных кельях, предавались молитве и занимались рукодельем и перепиской книг.

Кларисс – католический монашеский орден, основанный в 1-й половине XIII в. св. Кларой Ассизской.

Клюнийский орден – католический монашеский орден, образованный вокруг бенедиктинского аббатства Клюни в Бургундии. Члены ордена вели широкую благотворительную деятельность. Тенденция к независимости монашества нашла зримое выражение в черном одеянии, введенном у бенедиктинцев именно клюнийцами. Орден существовал до 1970 г.

Минориты – члены католического монашеского ордена францисканцев.

Премонстранты – католический монашеский орден, основанный каноником Норбертом из Ксантен (1082 – 1134) в Премонтре на севере Франции.

Уставные терциарки св. Доминика – католический женский монашеский орден – общежития, подобные монастырям. "Третий орден терциариев" стал состоять из монастырских общежитий и из братьев мирян обоего пола. Терциарии – братства мирян, существующие при некоторых католических монашеских монастырях.

Целестинцы – члены католического монашеского ордена, основанного в южной Италии (как ветвь ордена бенедиктинцев) в середине XIII в. монахом, ставшим позднее папой Целестином V. Орден действовал до начала XIX века во многих европейских странах.

Цистерцианцы – члены католического монашеского ордена, основанного в 1098 г. бенедиктинцем Робертом близ Дижона в долине Сито. Первый монастырь ордена – Цистерциум (окрестности Дижона, Франция). С XII в., после реорганизации ордена Бернардом Клервосским, стали называться и бернардинцами. Цистерцианцы активно участвовали в христианизации и военной колонизации западнославянских земель, Прибалтики и Испании. Идеал бедности зримо отражали белые, дешевые (без красителя), "ангелические" одеяния, а также строгие, лишенные излишеств архитектура и внутреннее убранство цистерцианских монастырей. Цистерцианцы отличались суровой жизнью и строгостью, пользовались покровительством пап. Условием монашеского служения цистерцианцы считали физический труд, в котором они видели средство воспитания смирения и обуздания "духа соблазна", а также гарантию независимости монастыря от мира. Во Франции в 17 в. оформилось строгое ответвление цистерцианцев – трапписты, которые отличались очень суровым уставом, требующим, среди прочего, и отказа от бытовой устной речи.