|
Home |
Смерть и бессмертие |
Смерть и бессмертие |
Состояние душ |
Мытарства |
Родительские дни |
Кутия |
Общее поминовение умерших
Моления за умерших совершаются на повечерии, полунощнице и литургии. Кроме того, для молитв за умерших назначен еще один день в седмице – суббота.
Кроме ежедневных молитв и суббот, есть еще в году дни, преимущественно посвященные для молитв за усопших. В эти дни вся Церковь, т.е. все верующие принимают особенное живое участие в состоянии почивших.
Эти дни, субботы, называются родительскими и разделяются на субботы вселенские, общие и дни поминовения частные и местные.
Вселенских суббот пять: мясопустная (за неделю до Великого Поста, за 56 дней до Пасхи, между 14 января и 18 февраля); троицкая, Суббота Пятидесятницы (накануне Троицы, между 9 мая и 12 июня) и субботы 2, 3 и 4 недели Великого поста (вместо ежедневных поминовений в период Великого поста). Они ведут свое начало установления от времен апостольских.
Частных родительских дней три: понедельник или вторник Фоминой недели, т.е. второй недели после Пасхи (через 9 дней после Пасхи – Радоница, между 31 марта и 4 мая); 29 августа, день Усекновения главы св. Иоанна предтечи Господня (поминовение установлено при императрице Екатерине II 17 августа 1769 г., во время войны с турками и поляками); первая суббота после сороковин Куликовской битвы (которая состоялась в праздник Рождества Богородицы – 21 сентября) – Дмитриевская (Дмитриева) Родительская суббота или суббота пред 26 октября, в которое совершается память св. великомученика Димитрия. В эти два последние дня Церковь преимущественно молится об упокоении православных воинов и о всех, за веру и отечество положивших жизнь свою. День поминовения воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь положивших, в День Победы.
Независимо от этих общих поминовений, св. Церковь разрешила поминать каждому православному кого угодно и когда угодно, кроме воскресных и праздничных дней.
Частное поминовение умерших
К частному поминовению умерших относятся: третины, девятины, сорочины и годовщина.
Третий день
Совершается, во первых, потому, что скончавшийся был крещен во имя Отца и Сына и Св. Духа, Бога единого в Троице, хранил невредимою веру, принятую в св. крещении; во-вторых, потому, что он сохранил три богословских добродетели, являющиеся основанием нашего спасения: веру, надежду и любовь; в третьих, потому, что существо его имело тройственный состав – дух, душу и тело, которые согрешают вместе и потому, по переходе человека в загробный мир, требуют очищения от грехов.
Девятый день
В этот день Церковь совершает молитвы и бескровную жертву об усопшем, чтобы его душа удостоилась быть причтенной к лику Святых молитвами и предстательством девяти ангельских чинов.
Сороковой день
Св. Церковь творит поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст) и, особенно, в сороковой день (сорочины). Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так точно и св. Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить в наследие царство небесное.
Годины и годовщины
День смерти христианина есть день рождения его для новой жизни. Смерть не расторгает союза любви с усопшими: они живут духом с нами. В годовщины совершаются молитвы веры и любви как средство удовлетворить требованию своего горящего сердца и доставить отраду и облегчение душам, переселившимся в горний мир.